ПРАЗДНИК КУПАЛО — ТИХИЙ БЕРЕГ

«День Купала не только всенародный, публичный праздник наслаждения, где семья теряется в общине, но и всемирное торжество стихий и небесных светил, где человек, сливаясь с природой, крепнет ее могучей силой и перерождается в ее таинственной плодотворной жизни».

Шеппинг Д.О.

Праздник Купала едва ли не самый любимый и популярный в современном язычестве. Подробные сведения о нем сохранились в хорошо изученных этнографических записях, в поучениях против язычества, а первое упоминание Купалы датируется концом 11-началом 12 вв. (граффити Софийского Новгородского собора). Непременными элементами праздника были сбор различных трав и цветов, плетение венков, а затем бросание

их в воду и гадание, подготовка и сжигание (в некоторых регионах – потопление) обрядовой куклы из соломы и обрядового дерева, разжигание костров, хороводы, перескакивание через костер для очищения от болезней, порчи и влияния злых духов, купание, обливание прохожих водой. Нередко в купальские костры бросали

ароматные травы. Иногда в знак возрождения новой жизни и избавления от прошлого сжигали в них старые вещи и деревянную посуду, одежду больных детей для того, чтобы вернуть им здоровье. Распространена была и обережная магия. Гадания, приуроченные к летнему солнцевороту, считались наиболее достоверными, так как

предполагали контакт с представителями иного мира. Широко известен ритуал похорон Ярилы. Изображающую мужчину куклу в разных областях хоронили, топили в воде. В Белгородской области был зафиксирован имеющий аграрно-символический смысл  ритуал вождения Марыноньки по селу, а затем ритуальное его уничтожение за пределами села. В некоторых областях России на Купалу обязательно парились в бане специальными свежими вениками для успехов в любви, а также для избавления от болезней на год. С этой

же целью умывались поутру росой, которая считалась целебной и прогоняющей болезни. Праздник Купала часто назывался любовным, потому что по поверьям в этот день единственный раз в году зацветает папоротник, зажигающий девичьи сердца любовью и приносящий счастье. По поверьям в купальскую ночь растения

могли разговаривать и плясать между собой, ходить друг к другу в гости, но обычные люди не могли этого видеть. Также купальская ночь считалась временем отчаянного разгула нечистой силы. Заклятые клады на Купалу появлялись из под земли на поверхность и представлялись людям в виде огня или жара, который

исчезал при приближении к нему.

Современные язычники, опираясь на этнографические и исторические сведения, реконструируют

купальскую обрядность. Фольклорные коллективы и участники праздника исполняют традиционные народные песни, водят хороводы вокруг купальского костра, пускают по воде сплетенные из трав венки, топят в реке огненное колесо в знак соединения стихий воды и огня. Кроме этого проводятся традиционные народные

игры и забавы, мастер классы по народным ремеслам и обережному рукоделию, воссоздаются женские и мужские купальские мистерии. Также были разработаны обряды славления и почитания Богов, возжигания священного Огня, который является сакральным центром святилища и служит посредником между Богами и

людьми.

Нижегородская община Тихий Берег активно развивает и проводит купальские праздники с 2009 года.


to top button
ru_RURussian
ru_RURussian